Личный кабинет - Борисова Виктора Александровича (создание сайтов, web-дизайн, продвижение сайтов, верстка)

обо мне услуги работы контакты

RUS / ENG

 

01 / Учебник по Adobe Illustrator

ГЛАВА 15


ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ

Когда цветное изображение выводится на цветной принтер, то скрыто и усеченно происходят те же процессы, которые характерны для полиграфической печати (цветоделение и растрирование), автоматическое выполнение которых обеспечивается параметрами и установками принтера. При подготовке изображения для полиграфического исполнения этими процессами необходимо управлять целенаправленно, сообразуясь с поставленной задачей и с требованиями совершенно конкретного полиграфического предприятия (сервис-бюро и типографии).

В общем случае цветоделение представляет собой разделение цветного изображения таким образом, чтобы оно снова было получено в результате печати несколькими одноцветными формами.

 

Способы цветоделения

Для репродуцирования цветных изображений типографским способом их подвергают разделению на несколько изображений таким образом, что, будучи напечатанными с точным совмещением (приводкой) определенными цветами, они воспроизводят оригинальное цветное изображение. Процесс разделения изображения называется цветоделением (color separation) и является неотъемлемым этапом допечатной подготовки изданий (prepress).

 Цветоделение может выполняться двумя основными способами. 

  •  Полноцветные изображения (сканированные фотографии, живописные произведения и прочие реалистические изображения) разделяются на отдельные изображения, печать которых осуществляется стандартными полиграфическими (триадными) красками: голубой (Cyan), пурпурной (Magenta), желтой (Yellow) и черной (Black).
  •  Изображения, использующие плашечные цвета с ясно выраженными локальными цветами (логотипы, шрифт, декоративные элементы), делятся на отдельные изображения для каждого плашечного цвета. Их печать осуществляется смесевыми красками в соответствии с той или иной библиотекой, например PANTONE. У плашечных цветов гораздо шире цветовой охват, поскольку краска для печати готовится заранее и в нее могут быть внесены любые добавки, придающие ей необычный оттенок (например, "позолоченный", "неоновый", "флюоресцентный" и др.). Слой с плашечным цветом может использоваться для создания форм тиснения или нанесения лакового слоя.

Если документ содержит полноцветные изображения и объекты с плашечными цветами, цветоделение может быть выполнено на полиграфическую триаду с конвертированием плашечных цветов, но может иметь место и сочетание этих двух способов: кроме четырех полос для полиграфических красок могут быть выведены и отдельные полосы для каждого плашечного цвета, в том числе для дополнительной печати флюоресцентными, металлизированными красками или лаковым покрытием.

Обеспечение цветоделения заключается в подготовке аппаратной части (в частности, калибровка монитора), подготовке документа (например, создание треппинга, определение цветовой палитры), установке параметров цветоделения с учетом требований печатного процесса.

 

Этап 1: калибровка монитора

В цветных мониторах цвет синтезируется оптическим смешением трех базовых цветов — красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue), образующих цветовую модель RGB. В этой же модели происходит сканирование цветных иллюстраций.

Полиграфическая печать, работает с цветовой моделью CMYK, которая является математической моделью материальных (неидеальных) красителей. Поэтому цветовое пространство модели RGB не может быть адекватно конвертировано в цветовое пространство, которое может передать сочетание материальных красителей. В связи с этим возникает проблема цветового охвата, о котором подробнее рассказывается в приложении 2.

Чистые и яркие цвета монитора хороши, например, для компьютерного слайд-фильма, презентации, но если редактируемое изображение предназначено для полиграфического исполнения, то чрезмерная яркость и очень широкий диапазон цветов могут служить помехой для верного представления полиграфического результата.

В связи с этим возникает необходимость настроить монитор таким образом, чтобы изображение на нем более или менее "приближалось" к полиграфическому оттиску.

В состав программы Adobe Illustrator 10 включена система управления цветами CMS (Color Management System), которая позволяет имитировать отображение на экране в соответствии с установленными профайлами устройств, в частности монитора и выводного принтера.

Этап 2: проверка цветов в документе

После того как выполнена калибровка монитора, цвета в документе могут выглядеть несколько иначе. В связи с этим требуется тщательная проверка цветов на предмет соответствия общему замыслу и изменение, если это необходимо, цветовых акцентов.

Кроме того, вы должны иметь четкое представление о дальнейшей "печатной судьбе" данного документа.

В процессе работы над изображением можно использовать как, стандартные триадные цвета (process colors), так и плошечные цвета (spot colors), а также их произвольное сочетание. В процессе цветоделения все плашечные цвета могут быть конвертированы в триадные. Однако при необходимости плашечные цвета могут быть выведены отдельно для дополнительных печатных прогонов. О технической реализации этих возможностей необходимо заранее проконсультироваться у исполнителей (заведующего производством, технолога цветной печати и печатника).

Кроме того, следует обратить внимание на некоторые приемы оформления, в частности на градиентные растяжки, которые эффектно могут отображаться на экране монитора, а в результате печати превратиться, например, в не радующую глаз совокупность цветных полос.  Цветоделение градиентных растяжек

Если в дизайне печатного издания нельзя обойтись без растяжек^ (и общую композиционную завязку построить на других эффектах), следует придерживаться рекомендаций t предлагаемых разработчиками программы.

  •  Если в растяжке используются два триадных цвета, то ее цветоделение происходит обычным образом: на четыре цветоделенные полосы (или меньше, в зависимости от состава цветов).
  •  Если в растяжке используются два плашечных цвета, то в результате цветоделения образуется две дополнительные цветоделенные полосы для каждого плашечного цвета. Если это сделано преднамеренно, для каждого цвета следует установить различные углы наклона растров. Для того чтобы получить растяжку на одной полосе, необходимо использовать переход от 100% плашечного цвета к 0% того же цвета. Следует обязательно проконсультироваться в типографии относительно линиатуры для плашечных растяжек.
  •  Нельзя использовать в растяжке сочетание плашечных и триадных цветов.
  •  Следует использовать такую линиатуру растра, которая обеспечивает передачу 256 градаций серого. Это необходимо для того, чтобы передать плавность перехода одного цвета в другой и исключить появление слишком резких границ. Как правильно рассчитать линиатуру, см. в следующем разделе.
  •  Не следует превышать оптимальных размеров растяжки. Как рассчитать размер растяжки, см. в разд. "Максимальная длина растяжки" данной главы.
  •  Градиентная сетка, в которой используются различные оттенки одного и того же плашечного цвета, выводится на одну форму, а если используются различные цвета, то она будет Преобразована в триадные цвета.
  •  Необходимо по возможности избегать очень контрастных растяжек (от самого светлого до самого темного)/'
  •  При выводе документа с растяжками на устройства, использующие язык PostScript Level 1, возможно замедление печати или исключение растяжек. При возникновении таких проблем стоит установить флажок Compatible Gradient and Gradient Mesh Printing (Совместимая печать градиентов и градиентных сеток) раздела Printing & Export (Печать и экспортирование) диалогового окна Document Setup (Параметры документа), которое выводится на экран одноименной командой меню File (Файл). В этом же разделе следует обратить внимание на флажок Use Printer's Default Screen (Использовать растр принтера по умолчанию) с тем, чтобы опытным путем определить, какая печать предпочтительнее: технология растрирования фирмы Adobe (флажок снят) или технология растрирования, принятая в установках принтера. Для принтеров с низким разрешением (600 dpi и ниже) предпочтительнее технология фирмы Adobe.

При создании документов с градиентными сетками (gradient mesh) необходимо ориентироваться на принтеры третьего поколения — принтер с интерпретатором языка PostScript Level 3.

Если такового в наличии нет, градиентная сетка конвертируется в точечное штриховое изображение (это касается и принтеров с интерпретатором языка PostScript Level 2 с той разницей, что градиентная сетка преобразуется в точечное изображение с разрешением 150 dpi). В любом случае следует провести некоторые предварительные эксперименты с такими сложными объектами для печати, каковыми являются градиентные заливки и градиентные сетки.

  Соотношение разрешения и линиатуры

Соотношение существующего разрешения выводного устройства и задаваемой линиатуры растра может привести к тому, что количество возможных оттенков, передаваемых при этих условиях, окажется много меньше 256.

Например, при печати на офисном лазерном PCL-принтере с разрешением 600 dpi и линиатурой 60 dpi теоретически можно передать только 100 оттенков, а фактически (в силу разных причин) и того меньше.

Приведенная ниже таблица (табл. 15.1) поможет выбрать приемлемую линиатуру растра для обеспечения 256 оттенков серого цвета.

Таблица 15.1. Приемлемая линиатура растра для 256 оттенков серого цвета

Разрешение выводного устройства (dpi)

Максимальная линиатура (Ipi)

Разрешение выводного  устройства (dpi)

Максимальная линиатура (Ipi)

300

19

600

38

400

25

900

56

1000

63

2400

150

1270

79

2540

159

1446

90

3000

188

1524

95

3252

203

1693

106

3600

225

2000

125

4000

250

Nota Bene. 

При этом следует иметь в виду, что обеспечение 256 оттенков серого цвета отнюдь не свидетельствует о хорошем качестве изображения, например в передаче мелких деталей, особенно на устройствах с низкой разрешающей способностью.

Максимальная длина растяжки

Для исключения полос также необходимо рассчитать максимальную длину растяжки, при этом учитываются условия предыдущего раздела для воспроизведения 256 градаций серого цвета.

Сначала следует измерить имеющуюся длину растяжки с помощью инструмента Measure (Линейка) ( ) (информацию об этом инструменте см. в главе 4), полученное расстояние в палитре Info (Инфо) следует запомнить (записать) и сравнить с результатом расчета по формуле:

число шагов = число градаций серого ' процентное изменение цвета.

Процентное изменение цвета равно разнице между процентным значением начального и конечного цветов (без знака минуса), например начальный цвет имеет значение 30%, а конечный — 100%, процентное изменение равно 70%, или 0,7.

Если использованы сложные цвета, следует выбрать максимальное значение из изменений для каждой составляющей.

На полученное число шагов следует в таблице (табл. 15.2) найти максимальную длину растяжки и сравнить ее с измеренным значением. Если длина существующей растяжки окажется больше рекомендуемой, следует уменьшить ее длину или изменить соотношение используемых цветов.

Таблица 15.2. Максимальная длина растяжки

Число шагов

Максимальная длина растяжки (см)

Число шагов

Максимальная длина растяжки (см)

10

0,762

140

10,668

20

1,524

150

11,430

30

2,286

160

12,192

40

3,048

170

12,954

50

3,810

180

13,716

60

4,572

190

14,478

70

5,334

200

15,240

80

6,096

210

16,002

90

6,858

220

16,764

100

7,620

230

17,526

110

8,382

240

18,288

120

9,144

250

19,050

130

9,906

256

19,507

Этап 3: установка наложения цветов

В векторных программах, основанных на стандартах языка PostScript, принято, что цветные заливки не являются прозрачными (художники говорят в этом случае о цвете — "кроющий цвет" в противоположность "лессировочному цвету", сквозь который может просвечивать нижележащий цвет и смешиваться с ним).

Из этого следует, что даже белый объект, который располагается поверх другого, вырезает (knock out) у последнего соответствующую область, при плашечном цветоделении эти объекты попадают на разные полосы и затем в процессе печати с неточной приводкой могут образоваться небольшие непропечатанные области (рис. 15.3).

Подобного дефекта можно избежать, если использовать флажки функции Overprint (Наложение) для заливки и для обводки в палитре Attributes (Атрибуты), установка которых обеспечивает печать объекта полностью, без "вырезания" областей вышележащих объектов.

Действие этой функции можно увидеть на экране, если активизировать функцию Overprint Preview (Отображение наложения цветов) меню View (Просмотр).

Рис. 15.3. Исходные объекты и объекты, напечатанные без наложения цветов ("белый полумесяц" — результат погрешности приводки)

Кроме того, команда Overprint Black (Наложение черного цвета) меню Fflter | Colors (Фильтр | Цвета) позволяет установить или отменить режим нанесения черной краски поверх других элементов.

Устанавливать режим наложения цвета необходимо в следующих ситуациях.

  •  Если требуется надпечатывать линии или другие мелкие элементы черного или темного цвета на цветном фоне.
  •  Если требуется сознательное смешение двух цветов. Например, подложка печатается 100%-ной пурпурной краской, а затей по ней же объект печатается 100%-ной голубой, в результате окажется, что пересекающаяся область получится нового цвета, в данном случае фиолетового.

Сознательность заключается в том, чтобы правильно рассчитать новый цвет и проверить, чтобы пересекающиеся таким образом объекты не имели общих цветовых компонентов.

Для задания функции Overprint (Наложение) следует выделить требуемые объекты и в палитре Attributes (Атрибуты) установить флажок Overprint Fill (Наложение фона) (рис. 15.4).

Если функция Overprint (Наложение) применяется к заливке или контуру со 100%-ным черным, то "силы" черной полиграфической краски может не хватить, чтобы перекрыть нижележащие цвета, особенно это может быть заметно, если черный объект одновременно располагается на цветном фоне и на белой бумаге. Если пользователь планирует в своем документе надпечатки, то обязательно следует проконсультироваться со специалистами репроцентра или типографии.

Для того чтобы присвоить или снять функцию надпечатки, необходимо выделить объект, который содержит определенный процент черного, и выполнить команду Overprint Black (Наложение черного цвета) меню Filter |Colors (Фильтр | Цвета), которая выводит на экран одноименное диалоговое окно рис.15.5).

Рис. 15.4. Исходные и напечатанные объекты с установленным флажком Overprint Fill

Рис. 15.5. Диалоговое окно Overprint Black

В списке в верхней части диалогового окна представлены варианты:

  •  Add Black (Наложение) - для добавления надпечатки (наложения) черного цвета; 
  •  Remove Black (Маскирование) - для удаления надпечатки (наложения) черного цвета. 

В поле Percentage (Порог) следует ввести процентное значение черного которое будет добавлено или удалено (маскировано). Например, следует ввести 80% для того, чтобы выделить объекты, содержащие по крайней мере 80% черного. Установка флажков Filll (К фону), Stroke (К линиям) в группе Apply to (Применить к) позволяет учитывать черный цвет только в заливках, только в обводках или заливках и обводках одновременно.

Установка флажка Include Blacks with CMY (Включая черные, содержащие CMY) обеспечивает надпечатку для тех объектов, которые по сумме голубой, пурпурной и желтой красок образуют тот же процент черного, который указан в поле Percentage (Порог).

Установка флажка Include Spet Blacks (Включая заказные черные цвета) обеспечивает надпечатку для объектов с плашечными цветами, имеющими тот же процент черного, который указан в поле Percentage (Порог).

Этап 4: установка треппинга

При цветоделении объекты, которые частично перекрывают друг друга, могут распределяться на цветоделенные полосы следующими способами. 

  • Цвет верхнего объекта надпечатывается (overprint) в области перекрытия на цвет нижнего объекта без удаления последнего (см. предыдущий раздел).
  •  Цвет нижнего объекта в области перекрытия может удаляться (knockout). 

Первый вариант свойственен только для печати плашечными цветами, когда каждый цвет печатается специальной смесовой краской. А второй вариант характерен для печати триадными красками (голубой, пурпурной, желтой и черной), которые, будучи нанесенными мелкими точками, при физическом и оптическом наложении образуют многообразие цвета.

Для цветной плашечной печати большое значение имеет точность наложения оттисков различного цвета в отведенных границах — так называемая "приводка" (registration). У соприкасающихся объектов разного цвета неверная приводка создает пустые незапечатанные пробелы, с одной стороны, и необоснованные "нахлесты" — с другой.

В практике полиграфических процессов можно значительно уменьшить возможность неверной приводки, но свести ее к нулю нереально, поэтому разработана технология треппинга (trapping) — небольшое увеличение или уменьшение площади объекта ,с тем, чтобы компенсировать сдвиг во время печати печатных форм относительно друг друга (рис. 15.6). В программе Adobe Illustrator используются следующие методы создания треппинга.

О При помощи команды Trap (Треппинг) меню палитры Pathfinder (Обработка контуров) выполняется автоматический треппинг для изображения, состоящего из простых объектов. Этот метод не предназначен для таких сложных объектов, как градиентные и декоративные заливки, импортированная точечная графика. Информацию об этом см. в разд. "Команда Trap" данной главы.

  •  Треппинг создается за счет изменения толщины контура отдельных объектов при помощи палитры Stroke (Обводка). Информацию об этом см. в разд. "Получение треппинга с помощью наложения" данной главы.

Рис. 15.6. Печать без треппинга и с использованием треппинга (на центральном рисунке показано расширение окружности, достаточное для компенсации погрешности приводки)

Условия применения треппинга

Если объекты, которые накладываются друг на друга, имеют общие цвета, то для таких объектов треппинг, скорее всего, не потребуется. Например, если первый объект содержит 30% пурпурного и 90% желтого (приятный светло-охристый цвет), а второй объект — 60% пурпурного и 20% черного (не менее приятный фиолетовый цвет), то между ними незапечатанного пространства появиться не может, на худой конец может оказаться пурпурный зазор, поскольку пурпурная краска является общей для обоих объектов.

Если цвета соседних объектов совсем разные, необходим треппинг, который бывает двух типов (рис, 15.7):

  •  внешний треппинг (spread), который расширяет границы светлого объекта на темном фоне для обеспечения небольшого перекрытия.
  •  внутренний треппинг (choke), который перемещает границы светлого фона внутрь тёмного объекта для создания небольшого перекрытия.

Выполнять треппинг следует на самой заключительной стадии, поскольку любые трансформации будут влиять на величину треппинга (например, масштабирование объекта вызовет пропорциональное изменение и для величины треппинга), что, разумеется, нежелательно.

Рис. 15.7. Внешний треппинг (расширяется меньший объект) и внутренний треппинг (сужается больший объект)

 

Влияние оттенков при треппинге

При применении треппинга в случае наложения двух светлых объектов в области наложения может образоваться более темная граница или граница другого контрастного цвета, что совсем не входит в замыслы дизайнера. Например, светло-желтый и светло-голубой объекты могут в области треппинга образовать ярко-зеленую полосу.

Для предотвращения этого следует уменьшить процентное содержание цвета в области треппинга (в данном примере — желтого цвета), предварительно проконсультировавшись со специалистами полиграфического предприятия.

 

Треппинг шрифта

Шрифт, помещаемый в пределах изображений, представляет значительную трудность для печати. Особенно внимательно следует отнестись к мелкому кеглю.

Необходимо избегать размещения мелкого кегля в изображениях, которые подвергаются растрированию.

Треппинг мелкого шрифта в плашечной печати при малейшей погрешности приводки также создаст нечитаемый текст. Если шрифт темного цвета печатается на цветном фоне, стоит предпочесть надпечатку (overprint). Простое решение в этой ситуации эффективнее.

Если размер шрифта превышает определенный предел, можно выполнять треппинг шрифта, поместив его копию под оригинал и увеличив толщину контура на определенную величину.

В конце концов, шрифт с помощью команды Create Outlines (Преобразовать в контуры) меню Туре (Текст) можно конвертировать в кривые и применить к нему треппинг, как к любому графическому объекту. Разумеется, при этом будет утеряна возможность редактирования этого объекта как текста, а также преимущества шрифта при растрировании, которые обеспечивает ему технология хинтования (hinting).

 

Команда Trap

С помощью команды Trap (Треппинг) меню палитры Pathfinder (Обработка контуров) можно выполнить автоматический треппинг простых объектов. Функция состоит в том, что программа находит в изображении светлые объекты, независимо от их расположения (в качестве изображения или фона) и применяет к ним установленные параметры треппинга.

Если два перекрывающихся объекта оказываются светлого цвета, программа использует малейшее отличие в цвете, чтобы отдать предпочтение одному из объектов. Если "решение" программы не кажется пользователю удовлетворительным, то с помощью флажка Reverse Traps (Инверсный треппинг) в диалоговом окне Pathfinder Trap (Обработка контуров: Треппинг) можно изменить направление треппинга.

Для выполнения треппинга необходимо выделить два или более объектов и выполнить команду Trap (Треппинг), программа выводит на экран диалоговое окно Pathfinder Trap (Обработка контуров: Треппинг) (рис. 15.8).

Рис. 15.8. Диалоговое окно Pathfinder Trap

  • В поле Thickness (Толщина) задается величина треппинга в диапазоне от 0,01 до 5000 пунктов. Значение это обязательно необходимо согласовывать со специалистами типографии.
  •  Поля Height (Высота) и Width (Ширина) служат для определения соотношения треппинга по вертикали и по горизонтали. Установка этих значений может быть вызвана необходимостью компенсировать, например, неравномерное растяжение бумаги по горизонтали и по вертикали в процессе печати. Значение это обязательно необходимо согласовать со специалистами типографии.

Значение по умолчанию 100% предполагает одинаковую величину треппинга в обоих направлениях, для того чтобы увеличить треппинг по горизонтали, следует установить значение больше 100% (но не более 400%), а чтобы уменьшить — значение меньше 100% (но не меньше 25%).

  •  В поле Tint Reduction (Осветление) можно установить значение, которое обеспечит изменение цветового оттенка области треппинга, применяемого к светлому объекту. По умолчанию принимается значение 40%.
  •  Флажок Traps with Process Color (Треппинг составными цветами) обеспечивает конвертирование оттенка цвета в области треппинга в эквивалент триадного цвета (в параметрах цветовой модели CMYK). Это должно способствовать предотвращению появления другого плашечного цвета при цветоделении.
  •  Флажок Reverse Traps (Инверсный треппинг) обеспечивает изменение направления треппинга (не у более светлого, а у более темного). Эта функция не распространяется на объекты с так называемым "насыщенным черным" (Rich Black) — цвет, содержащий, помимо черного, какое-либо количество голубого, пурпурного или желтого цветов.
  •  Кнопка Defaults (По умолчанию) позволяет восстановить значения, принятые по умолчанию.

Получение треппинга с помощью наложения

Если требуется более точное управление треппингом, чем это позволяет кнопка Trap (Треппинг), или треппинг сложных объектов, то можно выполнить треппинг, изменяя параметры обводки объектов.

Для этого необходимо выделить верхний объект из тех, которые должны "участвовать" в треппинге, а затем с помощью команды Stroke (Обводка) меню Window (Окно) вызвать на экран палитру Stroke (Обводка), с помощью которой можно смоделировать треппинг.

Для того чтобы создать внешний треппинг (spread), необходимо присвоить обводке те же параметры цвета, что и у заливки объекта, а также увеличить толщину обводки.

Для того чтобы создать внутренний треппинг (choke), необходимо присвоить обводке те же параметры цвета, которые имеет фоновый объект, в этом случае у объекта цветовые параметры обводки и заливки будут различными.

В поле Weight (Толщина) следует установить значение толщины обводки в диапазоне от 0,6 до 2,0 пунктов, учитывая, что обводка толщиной 1 пункт создает величину треппинга в половину этого значения. Точное значение треппинга обязательно необходимо согласовать со специалистами типографии.

Затем следует активизировать палитру Attributes (Атрибуты) и установить флажок Overprint Stroke (Наложение обводки), что обеспечит во внешнем и внутреннем треппингах печать с наложением в указанных областях.

Для того чтобы создать треппинг у обводки, необходимо выделить соответствующий объект, затем в палитре Stroke (Обводка) присвоить обводке белый цвет и установить необходимую толщину. С помощью команды Сору (Скопировать) меню Edit (Правка) необходимо скопировать контур в буфер обмена, а затем выполнить команду Paste in Front (Вклеить вперед) меню Edit (Правка). Копия контура будет помещена поверх оригинала и выделена.

С помощью палитры Stroke (Обводка) следует присвоить необходимые цвет и толщину, причем толщина должна быть больше прежней на величину треппинга. Затем следует активизировать палитру Attributes (Атрибуты) и установить флажок Overprint Stroke (Наложение обводки).

Для того чтобы выполнить треппинг не у всего объекта, а только у его части, необходимо поступить следующим образом: создать новый контур вдоль линии предполагаемого треппинга, а затем выполнить те же операции, что и в предыдущем случае.

 

Этап 5: метки обреза

Метки обреза для цветоделенного изображения можно поместить непосредственно в поле графического листа, а можно определить как параметр цветоделения. При этом необходимо иметь в виду следующие особенности меток для цветоделенных полос.

  •  Если метки обреза устанавливаются в пределах листа, но при этом требуется изображение под обрез (bleed), следует убедиться, что изображение на определенное расстояние (согласованное со специалистами типографии) выступает за пределы предполагаемого обреза.
  •  Если необходимо в пределах одного листа установить несколько меток обреза (например, при печати визитных карточек), это выполняется так, как описано в главе 14. При этом меткам следует присвоить специальный цвет для приводки (registration color). Для этого необходимо с помощью команды Swatches (Каталог) меню Window (Окно) вызвать одноименную палитру, в которой имеется цвет [Registration], помеченный знаком (img src).

Этап 6: параметры цветоделения

Перед тем как отправлять документ на распечатку цветоделенных полос, необходимо установить параметры цветоделения (линиатуру растра, позитив или негатив, печать под обрез и т. д.).

Параметры цветоделения сохраняются в файле документа, а при открытии документа, у которого не сохранены такие параметры, программа восстанавливает параметры по умолчанию.

Диалоговое окно установки параметров цветоделения (рис. 15.9) можно вызвать непосредственно .командой Separation Setup (Параметры цветоделения) меню File (Файл) или в диалоговом окне Print (Печатать) кнопкой Separation Setup (Параметры цветоделения).

Nota Bene. 

Следует обратить внимание, что эти команды доступны только i при активном PostScript-принтере.

Для того чтобы определить внешнее устройство, на котором будут получены цветоделенные полосы, необходимо подключить файл PPD (PostScript Printer Description — файл с описанием параметров конкретного PostScript-принтера или фотонаборного автомата). В таких файлах (с расширением ppd) хранится информация о выводном устройстве, включая его разрешение, форматы страниц, возможные линиатуры и т. д.

С программой поставляется несколько таких файлов, которые сохраняются при инсталляции в папке /UTILITIES/PPD.

Рис. 15.9. Диалоговое окно Separations on

В левой части диалогового окна Separations on (Цветоделение) находится окно просмотра, в котором отображаются документ и служебные элементы: шкалы, метки приводки и метки обреза.

В окне просмотра предусмотрена возможность изменения размера габаритного прямоугольника, а также перемещения всей совокупности объектов.

Группа Margins (Поля) служит для определения общего изобразительного поля, условно отображаемого в окне просмотра с помощью прямоугольника, у которого в углах и на сторонах имеются маркеры. Этот прямоугольник совпадает с метками обреза.

Значения в полях Left (Слева), Right (Справа), Тор (Сверху) и Bottom (Снизу) обеспечивают расположение изображения в пределах страницы, а именно расстояния от границ страницы до изображения. Точка начала координат по умолчанию устанавливается в нижнем левом углу страницы.

Поля изображения можно изменять и интерактивно, перемещая маркеры прямоугольника в окне просмотра. При размещении курсора в пределах габаритного прямоугольника обеспечивается перемещение объектов.

Nota Bene.

 Следует иметь в виду, что это перемещение не влияет на документ, но скажется при печати цветоделенных полос.

В списке Separate (Выводить на цветоделение) группы Options (Параметры) можно выбрать вариант, который определит, какие слои выводить на цветоделение:

  •  Printable, Visible Layers (Печатные, видимые слои); 
  • Visible Layers (Видимые слои); 
  •  All Layers (Все слои).

По умолчанию программа Adobe Illustrator генерирует цветоделенные полосы для всех цветов, которые предполагает данный документ, в списке цветоделенных полос пиктограмма принтера означает, для какого цвета будут выводиться на принтер цветоделенные полосы. Если требуется вывод только определенных цветоделенных полос, то щелчком на пиктограмме печать ненужных полос можно отключить.

Обычно цветоделение выполняется на четыре полиграфические краски, но если в документе имеются плашечные цвета, они могут быть конвертированы в модель CMYK или выведены отдельными отпечатками. Для определения этой альтернативы используется флажок Convert to Process (Все триадными), установка которого обеспечивает конвертирование шишечного цвета в триадный, о чем свидетельствует замена пиктограммы принтера на квадратик с четырьмя цветами (пиктограмма триадных красок).

Для того чтобы конвертировать отдельный плашечный цвет в триадные цвета, необходимо снять флажок Convert to Process (Все триадными) и щелкнуть на пиктограмме принтера в строке конкретного плашечного цвета. Место пиктограммы принтера занимает пиктограмма триадных красок (рис. 15.10).

Рис. 15.10. Пример пиктограммы триадных красок

 

Установка линиатуры

В раскрывающемся списке Halftone (Растр) диалогового окна Separations on (Цветоделение) предлагается набор Линиатур (измеряемых в Ipi — линиях на дюйм) и разрешений (dpi — точках на дюйм), доступных для текущего принтера или фотонаборного автомата. Большее значение линиатуры соответствует лучшему качеству изображения, хотя эту величину необходимо согласовать со специалистами типографии, поскольку на качество изображения влияют еще множество факторов, которые нельзя учесть, не зная конкретных условий полиграфической печати.

Файлы PPD для фотонаборных автоматов высокого разрешения предлагают обычно широкий спектр соотношений линиатур и разрешений, файлы PPD для фотонаборных автоматов низкого разрешения или принтеров имеют всего два-три варианта в диапазоне от 53 до 85 dpi.

Для установки произвольного значения линиатуры для отдельной цветоделенной полосы нужно выделить ее имя в списке, а затем в полях Frequency (Линиатура) и Angle (Угол) определить необходимые значения линиатуры и угла наклона растра.

Nota Bene. 

Следует только иметь в виду, что в файле PPD представлены оптимизированные значения линиатур и углов наклона растра для данного выводного устройства, изменение значения которых может быть чревато значительными погрешностями печати (в частности, появлением паразитного узора — муара).

Размеры страницы и ее ориентация

По умолчанию программа Adobe Illustrator использует размеры страницы, определяемые PPD-файлом установленного принтера. Пользователь может изменить размеры страницы, выбрав другой вариант из списка Page Size (Формат) диалогового окна Separations on (Цветоделение). Размеры страниц имеют стандартные имена, например А4 и пр.; размеры, приведенные в скобках, обозначают параметры печатного поля.

При выборе размера страницы необходимо обращать внимание на эти параметры, иначе мепр обрела, приводки и другая чрезвычайно важная служебная информация может оказаться ненапечатанной.

В раскрывающемся, списке Orientation (Ориентация) представлены два варианта ориентации:  

  •   Portrait (Книжная) -располагает отпечаток вдоль короткой стороны листа;
  •  Landscape (Альбомнай) — располагает отпечаток вдоль длинной стороны листа.

Если в списке Page Size (Формат) имеется вариант Custom (Пользовательский), в диалоговом окне Custom Page Size (Произвольный формат страницы) (рис. 15Л1) можно установить размер, отличный от стандартного.

Рис. 15.11. Диалоговое окно Custom Page Size

  •  В полях Width (Ширина) и Height (Высота) устанавливаются значения ширины и высоты страницы, а в поле Offset (Смещение) — значение сдвига страницы. Значение сдвига определяет расстояние в пунктах от правой стороны определяемой страницы до правой границы листа.
  •  Флажок Transverse (Под углом 90 градусов) служит для поворота страницы на 90 градусов против часовой стрелки. Этот флажок может быть чрезвычайно полезным для более, рационального использования фотопленки в фотонаборных автоматах.

В раскрывающемся списке Emtdsion (Эмульсия) предлагается выбор прямого или зеркального отображения цветоделенных полос на плёнке:

  •  Up (Right Readtog) (Вверх (прямое чтение)) — прямое отображение;
  •  Down (Right Reading) (Вниз (прямое чтение)) — зеркальное отображение, обычно используемое для получения печатных форм методом контактной печати (изрбражение в окне просмотра зеркально переворачивается).

В раскрывающемся списке Image (Изображение) определяется способ вывода на пленку.

  •  Вариант Negative (Негатив) выводит негативное изображение. 
  •  Вариант Positive (Позитив) выводит позитивное изображение.

Расположение эмульсии и способ вывода на пленку определяются технологическим процессом полиграфической печати, поэтому необходимо согласование этих установок со специалистами типографии.

  •  Флажок Overprint Black (Наложение черного), установленный в диалоговом окне Separation on (Цветоделение), представляет собой самый простой способ наложения черного цвета. Информацию о надпечатке см. в разд. "Этап 3: установка наложения цветов" данной главы.
  •  В поле Bleed (Выпуск за обрез) устанавливается значение "перехлеста" изображения и поля, определяемого метками обреза, в диапазоне от О до 72 пунктов (по умолчанию принимается значение в 18 пунктов). Выход изображения за пределы границы обреза обеспечивает отсутствие пробелов при некотором смещении ножа в процессе обреза.

Служебная информация для печати

Если изображение предназначено для полиграфического исполнения, то вместе с изображением необходимо выводить некоторое количество служебной информации, которая призвана обеспечить приводку, обрезку, контроль за красками и плотностями.

Установка в диалоговом окне Separation on (Цветоделение) флажка Use Printer's Marks (Метки по умолчанию) обеспечивает вывод на принтер вместе с изображением и набора стандартных полиграфических меток. К сожалению, программа не предлагает возможности выбора меток.

Метки приводки (registration marks) и мирры приводки (star targets) служат для обеспечения и контроля точности совмещения красочных оттисков.

Текстовые пометки отображают имя файла, значение линиатуры и угла наклона растра, а также название цвета на каждом цветоделенном оттиске.

Метки обреза служат для настройки гильотинных ножей, которые выполняют окончательную обрезку страницы.

Шкалы служат для контроля печати отдельных и составных цветов.

 

Этап 7: сохранение цветоделенных полос и печать

После установки всех параметров цветоделения документ может быть выведен на бумагу или на пленку в виде нескольких цветоделенных полос, снабженных всеми необходимыми служебными метками и соответствующей текстовой информацией.

Для этого следует выполнить команду Print (Печатать) меню File (Файл), которая выводит на экран одноименное диалоговое окно. В списке Output (Цветоделение) необходимо выбрать вариант Separate (Да). Информацию об остальных установках этого диалогового окна см. в главе 14.

Кроме того, цветоделенную информацию можно сохранить для последующего цветоделения в сервис-бюро или типографии. Для этого необходимо в диалоговом окне Print (Печатать) установить флажок Print to File (Печатать в файл). Информацию об остальных установках этого диалогового окна см. в главе 14.



  НОВОСТИ | ОБО МНЕ | УСЛУГИ | РАБОТЫ | ПРОГРАММЫ | СТАТЬИ | КОНТАКТЫ


© 2006-2012 Веб-мастер Борисов Виктор Александрович

Телефон: +7 (903) 785-20-61, icq: 150111621