Личный кабинет - Борисова Виктора Александровича (создание сайтов, web-дизайн, продвижение сайтов, верстка)

обо мне услуги работы контакты

RUS / ENG

 

01 /Учебник CorelDraw 11

Содержание

Урок 7.

Обводка контуров

В предыдущем уроке рассматривались приемы работы с цветом применительно к заливке объектов CorelDRAW. Этот урок посвящен обводке — совокупности параметров модели, управляющих цветом и другими характеристиками отображения линий изображения. До этого урока мы считали все линии, входящие в состав изображений CorelDRAW, одинаковыми. Это слишком смелое допущение, но до сих пор оно нас устраивало, поскольку речь шла главным образом о методах создания и изменения формы объектов, а линия рассматривалась лишь как граница объекта.

В этом уроке линии рассматриваются как самостоятельные элементы изображения, и особое внимание уделяется не их форме, а способу, которым они отображаются на экране монитора и печатной странице. Предлагается следующая метафора: линия представляет собой тончайшее стекловолокно, которому можно придать форму, но которое невозможно увидеть в силу его прозрачности. Видимым это волокно становится только после того, как на него надевается непрозрачная (или полупрозрачная) оболочка. Оболочка может быть любого цвета и толщины, иметь специальные наконечники и множество других свойств. Именно она будет видна на изображении, но длина и траектория оболочки полностью определяются той линией, на которую она надета.

В терминологии переводной и отечественной литературы по CorelDRAW существует несколько терминов для обозначения описанной выше «оболочки»: контур, контурная линия, линия обводки, обводка абриса, обводка контура или просто обводка.

Примечание

Далее в этом уроке мы будем придерживаться первого из перечисленных терминов, поскольку именно он использовался в последней локализованной версии программы CorelDRAW, а под термином «обводка» будем понимать процедуру задания значений параметров контура, построение контурной линии. Термином «линия» будем обозначать линию, определяющую форму и размеры контура.

Параметры контуров и управление ими

Принятая в CorelDRAW модель объекта класса кривых включает в себя несколько атрибутов, управляющих внешним видом контура. Важнейшие из этих атрибутов рассматриваются в этом разделе, а с полным их списком мы познакомимся ниже, в разделе, посвященном средствам для установки значений этих атрибутов.

Толщина

Толщиной контура называется расстояние между его краями, измеренное в направлении перпендикуляра к линии, определяющей форму контура. На рис. 7.1 представлено несколько отрезков прямых, контуры которых имеют различную толщину.

pic1.JPG

Рис. 7.1. Контуры с последовательным увеличением толщины от 0,5 до 8 пунктов

Толщина контура обычно задается в пунктах, как высота символов текста, но возможно использование и любой другой единицы измерения длины, принятой в CorelDRAW.

В CorelDRAW по умолчанию считается, что с линией, задающей форму фигуры, совпадает середина контура, а сама контурная линия располагается поверх заливки фигуры (если она назначена). Об этом следует помнить при назначении параметров контурной линии для объектов небольших размеров. Например, назначение контура толщиной 4 пункта для текстового объекта с кеглем 8 пунктов может привести к невозможности чтения текста — все внутренние просветы букв будут закрыты контурной линией.

Вид

Видом, или стилем (style), контура называется фиксированное сочетание штрихов и просветов, повторяющееся вдоль всей длины линии, определяющей форму объекта. В CorelDRAW предусмотрено примерно два десятка стандартных видов контуров на любой вкус и имеется возможность дополнительно создавать свои собственные виды. На рис. 7.2 представлены некоторые из стандартных видов контуров.

pic2.JPG

Рис. 7.2. Контуры различных видов толщиной 2 пункта

Завершители

Завершителем (line cap) называется элемент оформления контурной линии в области крайнего узла незамкнутой линии, определяющей форму. Модель линии CorelDRAW предусматривает три варианта стандартных завершителей незамкнутого контура: срез, закругление и квадрат. Они представлены на рис. 7.3 (начальные узлы линий на рисунке изображены квадратиками).

pic3.JPG

Рис. 7.3. Три типа завершителей контуров

Верхняя линия завершается срезами — в этом варианте контур просто «обрезается» по прямой, перпендикулярной линии, определяющей форму, и проходящей через крайний узел этой линии. Удобно считать, что линии с такими завершителями обводятся инструментом с линейной формой пишущей поверхности — чем- то вроде идеального плакатного пера, имеющего ширину, равную толщине контура, но с нулевой высотой. При обводке середина пера перемещается по линии, задающей форму, а само перо всегда перпендикулярно этой линии. Вторая линия завершается закруглениями — контур «обрезается» по окружности, диаметр которой равен толщине контура, а центр совмещен с крайним узлом линии, определяющей форму. Для линии с такими завершителями метафорой пишущего инструмента будет стеклянная трубочка с тушью, диаметр выпускного отверстия которой равен толщине контура. При обводке центр трубочки перемещается по линии, определяющей форму.

Третья линия завершается квадратами — эти завершители отличаются от срезов только тем, что контур продлевается за крайний узел линии, определяющей форму, на расстояние, равное половине толщины контура.

Внимание

Завершители на противоположных концах линии могут быть только одинаковыми. Если линия состоит из нескольких ветвей, то завершители на всех ее крайних узлах также будут одинаковыми.

Углы

Углом (corner) контура называется элемент его оформления в узле типа «точка излома». В CorelDRAW приняты три стандартных варианта оформления углов (рис. 7.4): заостренный (mitered), закругленный (rounded) и срезанный (beveled).

pic4.JPG

Рис. 7.4. Варианты выполнения углов контура в местах излома линии

При построении заостренного угла контура его края продолжаются за точку излома до пересечения друг с другом. При построении закругленного угла диаметр закругления контура линии равен его толщине. При построении срезанного угла контурные линии подводятся к точке излома с двух сторон (как если бы примыкающие к этому узлу сегменты принадлежали отдельным линиям, а для завершения были выбраны срезы), а затем достраивается линия среза.

Примечание

По умолчанию все заостренные углы, величина которых не превышает 45° (так называемый предел среза), автоматически преобразуются в срезанные. Это делается для того, чтобы граница контура в узле, соответствующем такому углу, не отходила слишком далеко от узла. В принципе величину предела среза можно изменить, но на практике это требуется крайне редко.

Наконечники

Наконечником (arrow) контура называется стандартное изображение, размещаемое в крайних узлах незамкнутой линии, размер которого определяется толщиной контура, а ориентация — направлением линии в конечном узле. В CorelDRAW предусмотрено много вариантов наконечников и имеется возможность пополнять их список наконечниками, разработанными пользователями. На рис. 7.5 представлены некоторые из стандартных наконечников.

pic5.JPG

Рис. 7.5. Примеры стандартных наконечников незамкнутых линий

В отличие от завершителей наконечники можно назначать индивидуально для начального и конечного узлов незамкнутой линии. Если в состав линии входит несколько ветвей, то для всех начальных и всех конечных узлов незамкнутых ветвей может быть назначена только одна пара наконечников.

Цвет

Цвет контура назначается с помощью палитр и цветовых моделей, рассмотренных в уроке 6. На всем протяжении контурной линии, даже состоящей из нескольких ветвей, выбранный цвет остается неизменным.

Поскольку контур не является самостоятельным объектом CorelDRAW, для него нельзя назначить градиентную или текстурную заливку. Впрочем, это ограничение можно обойти с помощью специальной команды преобразования контура в самостоятельный объект — Arrange > Convert Outline To Object (Монтаж > Преобразовать контур в объект).

Примечание

После выделения объекта и выбора команды Arrange > Convert Outline То Object (Монтаж > Преобразовать контур в объект) контур объекта преобразовывается в самостоятельный объект, а для «старого» объекта построение контура отменяется. Все остальные его атрибуты (например, заливка) остаются неизменными.

Форма и разворот пера контурной линии

При желании пользователь может задать параметры формы пишущего инструмента, с помощью которого строится контур. Имеется возможность задавать отношение ширины инструмента к его высоте и фиксировать разворот рабочей части инструмента. Это позволяет имитировать каллиграфические штрихи.

Примечание

Разворот рабочей части инструмента аналогичен параметру, задающему разворот инструмента Smudge (Размазывание) вокруг вертикальной оси (см. урок 5). Положительные значения угла соответствуют развороту его рабочей части против часовой стрелки от вертикального положения, отрицательные значения — развороту по часовой стрелке.

На рис. 7.6 представлены два варианта построения контуров одинаковых фигур, отличающиеся лишь углом разворота инструмента. В обоих случаях высота инструмента составляет 15 % от его ширины, в верхнем ряду угол наклона составляет 40°, а в нижнем -40°. Шириной пишущего инструмента управлять нельзя — она определяется шириной линии обводки.

pic6.JPG

Рис. 7.6. Два варианта выбора наклона пера для контуров

Примечание

Форма пишущего инструмента получается преобразованием масштабирования, примененного к исходной форме — квадрату или кругу. Выбор между этими формами определяется способом оформления углов контура. При выборе заостренных или срезанных углов в качестве исходной формы используется квадрат, при выборе закругленных углов — круг. Если в качестве завершителей контура выбраны закругления, то преобразование масштабирования пишущего инструмента оказывает влияние и на их форму — края контура будут обрезаться не по окружности, а по форме пишущего инструмента.

Взаимное расположение заливки и контура объекта

Как уже упоминалось выше, по умолчанию контур изображается поверх заливки объекта, ограниченного замкнутой линией. При большой толщине контура и малых размерах объекта это обстоятельство оказывает существенное влияние на внешний вид изображения. На рис. 7.7 поверх серого прямоугольника расположены два блока фигурного текста, состоящие каждый из одного слова. Для обоих блоков задана заливка черным цветом и кегль 24 пункта, а также режим построения контура белого цвета толщиной 4 пункта.

pic7.JPG

Рис. 7.7. Расположение контура поверх заливки и позади заливки

Отчетливо видно, что в левом блоке контуры целиком перекрыли не только штрихи букв, но и внутренние просветы (например, в букве «о»). Для правого блока задан режим размещения контуров позади заливки, в результате буквы не исказились, а надпись в целом оказалась отделенной от фона просветом, что визуально подчеркнуло ее, сделало более броской.

Изменение толщины контурной линии при изменении размеров объекта

Как мы только что убедились, соотношение размера объекта и толщины его контура может оказывать существенное влияние на внешний вид изображения. Однако размеры объектов могут меняться в результате преобразований, тогда это соотношение может нарушиться, что приведет к нежелательному искажению авторского замысла. На рис. 7.8 представлено две группы объектов, в каждую из которых входят квадрат и круг с заданными контурами. Под объектами представлены результаты их масштабирования: сначала пропорционального с коэффициентом 50 %, а затем — непропорционального, только по вертикали, с коэффициентом 10 %.

pic8.JPG

Рис. 7.8. Влияние режимов неизменной (слева) и пропорциональной (справа) толщины контура при масштабировании объектов

У левой группы объектов толщина контура при преобразовании остается неизменной (этот режим принят в CorelDRAW по умолчанию). Для правой группы объектов задан режим пропорционального изменения толщины контура при выполнении преобразований, меняющих размеры объекта. Особенно заметна разница в степени искажения окружностей, сжимаемых в вертикальном направлении.

Инструменты для задания параметров контуров

Особенность CorelDRAW, позволяющая выполнять одно и то же действие несколькими способами, наиболее ярко проявляется в наборе инструментов для обводки. Помимо основного средства - диалогового окна Outline Pen (Перо для контуров) — в распоряжении пользователя имеются панель инструмента Outline (Контур), одноименная вкладка пристыковываемого окна Object Properties (Свойства объекта), панель атрибутов, пристыковываемое окно Graphic and Text styles (Стили графики и текста).

Самым мощным инструментом для обводки контуров является диалоговое окно Outline Pen (Перо для контуров), представленное на рис. 7.9, но во многих случаях достаточно функциональности панели инструмента Outline (Контур), представленной на рис. 7.10.

pic9.JPG

Рис. 7.9. Диалоговое окно Outline Pen


pic10.JPG

Рис. 7.10. Панель инструмента Outline

На панели инструмента Outline (Контур) представлены следующие кнопки.

  • Outline Pen Dialog (Диалоговое окно параметров контура). Щелчок на этой кнопке раскрывает диалоговое окно Outline Pen (Перо для контуров), в котором содержатся все инструменты, управляющие параметрами контура.

  • Outline Color Dialog (Диалоговое окно цвета контура). Щелчок на этой кнопке раскрывает диалоговое окно Outline Color (Цвет контура), аналогичное рассмотренному в предыдущем уроке диалоговому окну назначения цвета заливки.

  • No Outline (Удалить контур). Щелчок на этой кнопке отменяет построение контура для выделенных объектов.

  • Hairline Outline (Визирная линия). Щелчок на этой кнопке изменяет толщину контурной линии на наименьшую из возможных. Полученная контурная линия называется визирной, ее толщина равна примерно 0,2 пункта. На некоторых устройствах вывода линии такой толщины не отображаются из-за ограничения разрешающей способности. По умолчанию именно такая толщина контура применяется ко всем объектам CorelDRAW кроме текстовых (для них по умолчанию контуры вовсе не строятся).

  • Группа кнопок, устанавливающих толщину контура, равной соответственно 0,5, 1, 2,8,16 и 24 пункта. При щелчке на любой из этих кнопок соответствующее значение назначается управляющему параметру толщины контура выделенных объектов.

  • Color Docker (Пристыковываемое окно цвета). Щелчок на этой кнопке раскрывает соответствующее пристыковываемое окно, с помощью элементов управления которого можно задать значения параметров цветовой модели для линий контуров выделенных объектов.

В тех случаях, когда функциональности панели инструмента Outline (Контур) недостаточно, пользуются элементами управления, находящимися в диалоговом окне Outline Pen (Перо для контуров).

  • Color (Цвет). Щелчок на этой кнопке раскрывает палитру цветов. Расположенная в палитре кнопка Other (Другие) раскрывает диалоговое окно Select Color (Выбор цвета), аналогичное диалоговому окну Fill Color (Цвет заливки), рассматривавшемуся в предыдущем уроке. Это диалоговое окно дает доступ ко всем возможностям настройки цвета, предоставляемым CorelDRAW.

  • Width (Толщина). Значение этого счетчика определяет толщину контура. Справа от него расположен раскрывающийся список, позволяющий выбрать желаемые единицы измерения толщины (по умолчанию — пункты).

  • Style (Вид). Раскрывающийся список, графические альтернативы которого дают возможность выбрать один из стандартных типов контурной линии.

  • Edit Style (Правка вида). Щелчок на этой кнопке раскрывает диалоговое окно, управляющие элементы которого позволяют построить новый вид контурной линии и сохранить его для дальнейшего использования.

  • Line caps (Завершители). Группа переключателей выбора завершителя контурной линии.

  • Corners (Углы). Группа переключателей, определяющих способ оформления контура в точках излома линии при углах смежных сегментов, не превышающих предела среза (см. выше).

  • Behind fill (Заливка позади контура). Флажок, определяющий режим отображения контура по отношению к заливке замкнутого объекта. По умолчанию флажок сброшен.

  • Scale with image (Сохранять пропорции). Флажок, определяющий поведение толщины контура при изменении размеров объекта. По умолчанию флажок сброшен.

  • Calligraphy (Каллиграфия). Группа элементов управления, позволяющих задавать форму пишущего инструмента. Счетчики задают соотношение ширины и высоты рабочей части пишущего инструмента, а также его угол разворота; область предварительного просмотра схематически отображает форму пера (на которую влияет также и выбранный тип завершителя линии).

Примечание

Перетаскивая произвольную точку в области предварительного просмотра, соотношение ширины и высоты рабочей части пишущего инструмента можно менять интерактивно.

  • Arrows (Наконечники). Пара кнопок, соответствующих наконечникам, размещаемым в начальном и конечном узлах разомкнутой линии. При щелчке на любой кнопке раскрывается палитра со стандартными наконечниками, для выбора которых достаточно щелчка мышью. Палитра снабжена полосой прокрутки, поскольку стандартных наконечников очень много. По умолчанию наконечники не назначаются.

  • Options (Настройка наконечника). Щелчок на любой из двух кнопок раскрывает контекстное меню наконечника, команды которого позволяют менять наконечники местами, редактировать форму стандартного наконечника или создавать наконечники оригинальной формы.

Некоторые элементы управления рассмотренного диалогового окна присутствуют также на панели атрибутов инструментов для построения линий, представленной на рис. 7.11.

pic11.JPG

Рис. 7.11. Элементы управления контуром на панели атрибутов

К сожалению, на панели атрибутов элементы управления контуром присутствуют далеко не всегда. В частности, их нет на панели атрибутов, соответствующей любому из инструментов для построения примитивов, нет их и в случае совместного выделения нескольких объектов. Из-за этого панель атрибутов не может служить основным инструментом обводки контуров.

Процедура назначения параметров контура

После того как мы ознакомились с определяющими вид контура параметрами модели линии и с инструментами, позволяющими задавать значения этих параметров, сама процедура обводки оказывается достаточно простой.

1. Выделите объекты, контуры которых вы хотите изменить.

Подсказка

Если требуется изменить принятые по умолчанию параметры контуров, следует, напротив, отменить выделение всех ранее выделенных объектов, а далее процедура изменения параметров, принятых по умолчанию, не отличается от стандартной процедуры обводки.

2. Щелкнув на кнопке инструмента Outline (Контур) в наборе инструментов, раскройте панель этого инструмента и выберите толщину обводки. Если нужна более точная настройка толщины, щелкните на кнопке, раскрывающей диалоговое окно Outline Pen (Перо для контуров).

3. Чтобы задать цвет контура, щелкните правой кнопкой мыши на образце цвета экранной палитры или перетащите этот образец на линию. Для более точной настройки цвета на панели инструмента Outline (Контур) щелкните на кнопке, раскрывающей диалоговое окно Outline Color (Цвет контура), работа с которым описана в предыдущем уроке.

Внимание

При перетаскивании образца цвета необходимо следить за формой указателя. Для назначения цвета контура он в момент отпускания кнопки мыши должен сопровождаться квадратиком выбранного цвета с белой серединой. Если середина квадратика будет того же цвета, что и края, произойдет назначение цвета заливки, а не контура.

4. Назначение вида контура, завершителей, углов, наконечников и параметров пишущего инструмента выполняется с помощью элементов управления диалогового окна Outline Pen (Перо для контуров) или панели атрибутов.

Примечание

Некоторые модификации контура (например, завершители и наконечники) имеют смысл только для незамкнутых линий. Однако их можно задать и для замкнутых линий. Значения управляющих параметров будут запомнены, хотя и не повлияют на внешний вид объекта. Но если впоследствии линия будет разомкнута, например, с помощью инструмента Knife (Лезвие), эти параметры сразу же окажут влияние на внешний вид объекта.

Упражнение 7.1. Обводка контуров

Выполняя это упражнение, мы освоим приемы построения контуров, а также повторим прием назначения объекту градиентной конусной заливки.

1. В качестве разминки рекомендуется самостоятельно воспроизвести изображения, представленные на рис. 7.1-7.8, - теперь вашей квалификации вполне достаточно для этого.

2. В качестве основного задания построим стилизованную виньетку с авиационной тематикой, представленную на рис. 7.12.

pic12.JPG

Рис. 7.12. Этапы построения виньетки

3. Начните с построения квадрата со стороной 8 см. С помощью панели атрибутов задайте закругление углов квадрата, введя значение управляющего параметра закругления любого из углов, равное 75.

4. Щелкнув на соответствующей кнопке панели атрибутов, преобразуйте полученную фигуру в кривые. Выберите инструмент Shape (Форма) и выделите им все узлы новой кривой, растягивая вокруг нее прямоугольную рамку выделения. Щелкните на кнопке разъединения кривой на панели атрибутов. В результате кривая будет разделена на восемь ветвей — в каждом из выделенных узлов. Выберите команду Arrange > Break Apart (Монтаж > Разъединить), и ветви кривой станут самостоятельными объектами.

5. Выберите инструмент Pick (Выбор) и с его помощью выделите четыре прямолинейных отрезка. Щелкнув правой кнопкой мыши на перечеркнутом образце цвета экранной палитры, отмените построение контуров для этих объектов. После этого они перестанут отображаться на экране.

6. Отмените выделение и, удерживая нажатой клавишу Shift, поочередно щелкните на четырех дугообразных объектах, чтобы совместно выделить их.

Примечание

Выделить дуги, растягивая вокруг них прямоугольник выделения, нельзя — в выделение попадут хоть и невидимые, но вполне реальные прямолинейные объекты, что не входит в наши планы.

7. С помощью панели атрибутов выберите и назначьте полукруглым объектам наконечник в виде аэроплана. Для второго конца контурных линий назначать наконечник не следует. Установите ширину контурной линии равной 4 пунктам.

8. Изображение должно выглядеть так, как показано на рис. 7.12 слева. Однако плоские концы линий выглядят как-то не в стиле виньетки. Выделите правую нижнюю дугу и выберите команду Arrange > Convert Outline To Object (Монтаж > Преобразовать контур в объект). Теперь контур преобразован в кривую, точнее — в замкнутую кривую со сплошной заливкой черным цветом.

9. Чтобы преобразовать бывший плоский конец линии в изящно тающий инверсионный след, примените к этому объекту градиентную коническую заливку, схема которой представлена на рис. 7.12 справа. При работе над этой заливкой придется не только поменять местами цвета в управляющих точках схемы заливки, но и добавить две дополнительные точки на дугу управляющей схемы, перетащив образцы цвета с палитры: черный — в точку на хвосте самолета и белый — в точку, отстоящую на некоторое расстояние от конца линии.

10. Остается проделать два предыдущих шага с остальными видимыми объектами виньетки (к сожалению, прием копирования заливки в этом примере не даст экономии усилий, поскольку градиентную заливку для каждого из четырех углов придется настраивать индивидуально).

Что нового мы узнали

В этом уроке мы освоили такие новые понятия, как:

  • контур;

  • процедура обводки;

  • толщина контура;

  • вид контура;

  • завершители незамкнутого контура;

  • углы контура: заостренный, закругленный и срезанный;

  • предел среза;

  • наконечники контура;

  • перо контурной линии.

Мы овладели следующими основными приемами:

  • назначение параметров контура при помощи диалогового окна Outline Pen (Перо для контуров);

  • назначение параметров контура при помощи панели инструмента Outline (Контур);

  • назначение цвета контура и отмена построения контура при помощи экранной палитры;

  • преобразование контурной линии в самостоятельный объект.

Для любителей подробностей

Желающим более подробно ознакомиться с концепциями и приемами работы, которым посвящен этот урок, можно порекомендовать разделы документации и официального руководства по CorelDRAW, в которых описываются:

  • построение нового вида контурных линий;

  • редактирование формы наконечника;

  • приемы работы со стилями графики.



  НОВОСТИ | ОБО МНЕ | УСЛУГИ | РАБОТЫ | ПРОГРАММЫ | СТАТЬИ | КОНТАКТЫ


© 2006-2012 Веб-мастер Борисов Виктор Александрович

Телефон: +7 (903) 785-20-61, icq: 150111621